english

Исследования

Ad hoc исследования

  • Онлайн- и оффлайн-опросы, глубинные интервью
  • Исследования отдельных сегментов
  • Аудит интернет-проектов и консалтинг

Частное предпринимательство и малый бизнес на рынке услуг. Совместно с Avito

По результатам 2017 года объем частного предпринимательства и малого бизнеса на российском рынке услуг оценивается в 5,5 трлн рублей и 2,4 млрд заказов в год. В малом бизнесе сферы услуг занято 9,6 млн человек или 10% населения страны в возрасте от 18 до 64 лет. Для 74% из них оказание услуг – это основная деятельность и источник дохода. Такие данные представлены в совместном исследовании Data Insight и Avito «Частное предпринимательство и малый бизнес на рынке услуг». В отчете описан малый бизнес, включая частных предпринимателей, за исключением категорий «медицина» и «питание»*.

Приводим основные факты исследования.

 

Объем и структура рынка:

 

  • Объем исследуемого рынка — 5,5 трлн рублей в год. Более 80% выручки приходится на 5 крупнейших сфер: ремонт жилья, строительство, деловые услуги, транспорт и перевозки, ремонт автомобилей.
  • Малый бизнес сферы услуг обслуживает 2,4 млрд заказов в год, включая все виды услуг: от коррекции бровей до строительства дома. Самая крупная категория по числу заказов - пассажирские перевозки. На нее приходится 18,3% заказов — 440 млн в год. Следующая — «Транспорт и перевозки» (15,5% и 370 млн заказов в год). Тем самым на долю различных транспортных услуг приходится треть всех заказов. В сегменте строительства самая высокая средняя стоимость заказа - 30 000 рублей, в сегменте пассажирских перевозок — самая низкая — 250 рублей.
  •  

  • Самая массовая категория услуг — ремонт и строительство. В ней работает 28% всех исполнителей на рынке и 31% людей, занятых оказанием услуг. Следующая — «Транспортные услуги и перевозки» — 13% от всех оказывающих услуги. В этих категориях заняты преимущественно специалисты «мужских» профессий. Как результат, среди всех занятых оказанием услуг мужчин в 2 раза больше, чем женщин.
  • Почти половина оказывающих услуги (47%) работают в одиночку, в качестве предпринимателей или самозанятых исполнителей. Еще 14% работают в неформальных командах с друзьями или родственниками, 39% — в юридически зарегистрированных компаниях. Среднее количество человек в компании в мелком бизнесе сферы услуг равно восьми. Исполнители, работающие в одиночку, выполняют две трети от общего объема заказов на рынке.
  •  

    Портрет исполнителя

     

  • В сфере услуг заняты в основном мужчины в возрасте от 25 до 44 лет. Их доля значительно больше, чем женщин: 6,3 млн (66%) против 3,3 млн (34%). Из всех категорий услуг, которые мы рассматриваем в этом исследовании, «женскими» оказались только две. Среди предоставляющих косметические, парикмахерские и другие услуги категории «Красота и здоровье» женщин около 70%, а среди занимающихся уходом за животными — 60%.
  • Более 40% людей (44%), занятых оказанием услуг, относятся к верхней доходной группе: 4% могут позволить любые покупки без ограничений, 40% - все, кроме таких дорогих приобретений, как квартира или дача. 36% денег хватает на еду и одежду, но не на дорогие вещи.
  • Для 74% работа в сфере оказания услуг является основной деятельностью. 26% — это совместители, чья занятость составляет 12-16 часов в неделю. Их доход от оказания услуг не превышает 30 000 рублей в месяц в самых высокооплачиваемых сегментах рынка.
  •  

  • Средний доход исполнителя — 30 000 рублей в месяц, при этом доходы предпринимателей и самозанятых исполнителей отличаются вдвое: 40 000 и 20 000 рублей соответственно. В среднем стартовые вложения предпринимателя окупаются за 1-2 месяца. Транспортные услуги — это категория, в которой самый высокий порог вхождения, но и доходы также выше, чем у исполнителей в других сферах услуг. Выручка предпринимателя в этом сегменте составляет около 85 000 рублей в месяц, самозанятого исполнителя — 21 000 рублей, а стартовые вложения предпринимателя — от 200 тысяч рублей.
  •  

     

    Источники заказов

     

  • Основную долю заказов приносят рекомендации и повторные покупки, более половины исполнителей назвали эти каналы в качестве основных источников заказов. Несмотря на это 40% исполнителей используют платные инструменты продвижения. В среднем на рекламу и привлечение новых заказов исполнители тратят 18% месячной выручки.
  • Четверть рекламного бюджета расходуется на рекламу в интернете — это основная статья рекламных расходов. Больше всего на рекламу в интернете тратят IT-специалисты (36%), исполнители в сегментах «Красота и здоровье» и «Бытовые услуги» (28%). Меньше всего — в сферах «Организация праздников» (12%), «Ремонт авто» (13%) и «Ремонт жилья» (18%).
  •  

  • Доля заказов через интернет составляет 35%. Лидер по доле интернет-заказов — услуги по изготовлению товаров по индивидуальным заказам: 47%. Фактически этот сегмент рынка зависит от интернета как канала привлечения заказов. Основными источниками заказов в интернете исполнители назвали сайты объявлений и социальные сети. Сайты объявлений — это самый эффективный (так считает больше половины исполнителей) и одновременно самый используемый из платных каналов (используют 35% исполнителей).
  • Сайт объявлений Avito — лидер по доле приносимой выручки среди интернет-площадок, где исполнители публикуют предложения своих услуг. На долю Avito приходится 17,5% выручки, генерируемой площадками такого типа, а использует его 38% людей, занятых оказанием услуг, то есть 3,6 млн человек. Около 13,8% приносит размещение объявлений в социальной сети ВКонтакте, на третьем месте профильный сайт — Ремонтник.ру.
  •  

    *Исследование проводилось среди компаний до 15 человек и частных лиц, работающих в одиночку в ограниченном списке категорий

     

    Презентация исследования:

    Скачать презентацию Частное предпринимательство и малый бизнес на рынке услуг (pdf, 1 MB)

     

    Контакты

    Для того, чтобы задать вопросы или получить дополнительные комментарии о данном исследовании, свяжитесь с нами удобным для вас способом: телефон +7(495) 540-59-06 или почта a@datainsight.ru

    Новости

    16 февраля 2018 Федр Вирин выступил с докладом Интернет-торговля в России. Ожидания от года на конференции Практика Days

     

    13 декабря 2017 Опубликовано исследование Основной доклад 2017

     

    11 декабря 2017 Опубликовано совместное с Avito исследование Частное предпринимательство и малый бизнес на рынке услуг

     

    23 ноября 2017 Опубликовано совместное с PayPal исследование Фриланс в России. Рынок и перспективы

     

    15 ноября 2017 Федор Вирин выступил с докладом Тренды в аналитике: технологии, решения, новые идеи на конференции iMetrix 2017

     

    3 ноября 2017 Опубликовано исследование IAB Russia Digital Advertisers Barometer – 2017

     

    24 октября 2017 Опубликовано исследование C2C в российском интернете. Интернет-торговля между частными лицами

     

    Архив новостей

    ООО "Дейта Инсайт", ОГРН 5107746064806