english

Исследования

Ad hoc исследования

  • Онлайн- и оффлайн-опросы, глубинные интервью
  • Исследования отдельных сегментов
  • Аудит интернет-проектов и консалтинг

Частное предпринимательство и малый бизнес на рынке услуг. Совместно с Avito

По результатам 2017 года объем частного предпринимательства и малого бизнеса на российском рынке услуг оценивается в 5,5 трлн рублей и 2,4 млрд заказов в год. В малом бизнесе сферы услуг занято 9,6 млн человек или 10% населения страны в возрасте от 18 до 64 лет. Для 74% из них оказание услуг – это основная деятельность и источник дохода. Такие данные представлены в совместном исследовании Data Insight и Avito «Частное предпринимательство и малый бизнес на рынке услуг». В отчете описан малый бизнес, включая частных предпринимателей, за исключением категорий «медицина» и «питание»*.

Приводим основные факты исследования.

 

Объем и структура рынка:

 

  • Объем исследуемого рынка — 5,5 трлн рублей в год. Более 80% выручки приходится на 5 крупнейших сфер: ремонт жилья, строительство, деловые услуги, транспорт и перевозки, ремонт автомобилей.
  • Малый бизнес сферы услуг обслуживает 2,4 млрд заказов в год, включая все виды услуг: от коррекции бровей до строительства дома. Самая крупная категория по числу заказов - пассажирские перевозки. На нее приходится 18,3% заказов — 440 млн в год. Следующая — «Транспорт и перевозки» (15,5% и 370 млн заказов в год). Тем самым на долю различных транспортных услуг приходится треть всех заказов. В сегменте строительства самая высокая средняя стоимость заказа - 30 000 рублей, в сегменте пассажирских перевозок — самая низкая — 250 рублей.
  •  

  • Самая массовая категория услуг — ремонт и строительство. В ней работает 28% всех исполнителей на рынке и 31% людей, занятых оказанием услуг. Следующая — «Транспортные услуги и перевозки» — 13% от всех оказывающих услуги. В этих категориях заняты преимущественно специалисты «мужских» профессий. Как результат, среди всех занятых оказанием услуг мужчин в 2 раза больше, чем женщин.
  • Почти половина оказывающих услуги (47%) работают в одиночку, в качестве предпринимателей или самозанятых исполнителей. Еще 14% работают в неформальных командах с друзьями или родственниками, 39% — в юридически зарегистрированных компаниях. Среднее количество человек в компании в мелком бизнесе сферы услуг равно восьми. Исполнители, работающие в одиночку, выполняют две трети от общего объема заказов на рынке.
  •  

    Портрет исполнителя

     

  • В сфере услуг заняты в основном мужчины в возрасте от 25 до 44 лет. Их доля значительно больше, чем женщин: 6,3 млн (66%) против 3,3 млн (34%). Из всех категорий услуг, которые мы рассматриваем в этом исследовании, «женскими» оказались только две. Среди предоставляющих косметические, парикмахерские и другие услуги категории «Красота и здоровье» женщин около 70%, а среди занимающихся уходом за животными — 60%.
  • Более 40% людей (44%), занятых оказанием услуг, относятся к верхней доходной группе: 4% могут позволить любые покупки без ограничений, 40% - все, кроме таких дорогих приобретений, как квартира или дача. 36% денег хватает на еду и одежду, но не на дорогие вещи.
  • Для 74% работа в сфере оказания услуг является основной деятельностью. 26% — это совместители, чья занятость составляет 12-16 часов в неделю. Их доход от оказания услуг не превышает 30 000 рублей в месяц в самых высокооплачиваемых сегментах рынка.
  •  

  • Средний доход исполнителя — 30 000 рублей в месяц, при этом доходы предпринимателей и самозанятых исполнителей отличаются вдвое: 40 000 и 20 000 рублей соответственно. В среднем стартовые вложения предпринимателя окупаются за 1-2 месяца. Транспортные услуги — это категория, в которой самый высокий порог вхождения, но и доходы также выше, чем у исполнителей в других сферах услуг. Выручка предпринимателя в этом сегменте составляет около 85 000 рублей в месяц, самозанятого исполнителя — 21 000 рублей, а стартовые вложения предпринимателя — от 200 тысяч рублей.
  •  

     

    Источники заказов

     

  • Основную долю заказов приносят рекомендации и повторные покупки, более половины исполнителей назвали эти каналы в качестве основных источников заказов. Несмотря на это 40% исполнителей используют платные инструменты продвижения. В среднем на рекламу и привлечение новых заказов исполнители тратят 18% месячной выручки.
  • Четверть рекламного бюджета расходуется на рекламу в интернете — это основная статья рекламных расходов. Больше всего на рекламу в интернете тратят IT-специалисты (36%), исполнители в сегментах «Красота и здоровье» и «Бытовые услуги» (28%). Меньше всего — в сферах «Организация праздников» (12%), «Ремонт авто» (13%) и «Ремонт жилья» (18%).
  •  

  • Доля заказов через интернет составляет 35%. Лидер по доле интернет-заказов — услуги по изготовлению товаров по индивидуальным заказам: 47%. Фактически этот сегмент рынка зависит от интернета как канала привлечения заказов. Основными источниками заказов в интернете исполнители назвали сайты объявлений и социальные сети. Сайты объявлений — это самый эффективный (так считает больше половины исполнителей) и одновременно самый используемый из платных каналов (используют 35% исполнителей).
  • Сайт объявлений Avito — лидер по доле приносимой выручки среди интернет-площадок, где исполнители публикуют предложения своих услуг. На долю Avito приходится 17,5% выручки, генерируемой площадками такого типа, а использует его 38% людей, занятых оказанием услуг, то есть 3,6 млн человек. Около 13,8% приносит размещение объявлений в социальной сети ВКонтакте, на третьем месте профильный сайт — Ремонтник.ру.
  •  

    *Исследование проводилось среди компаний до 15 человек и частных лиц, работающих в одиночку в ограниченном списке категорий

     

    Презентация исследования:

    Скачать презентацию Частное предпринимательство и малый бизнес на рынке услуг (pdf, 1 MB)

     

    Контакты

    Для того, чтобы задать вопросы или получить дополнительные комментарии о данном исследовании, свяжитесь с нами удобным для вас способом: телефон +7(495) 540-59-06 или почта a@datainsight.ru

    Новости

    11 сентября 2019 Опубликовано исследование "Онлайн-рынок аптек 2018" при поддержке SAP

     

    02 сентября 2019 Опубликованы основные цифры по российскому рынку электронной торговли за 1H2019

     

    05 августа 2019 Опубликована инфографика Основных услуг фулфилмента

     

    16 июля 2019 Опубликовано исследование Онлайн-заказ продуктов питания

     

    10 июня 2019 Опубликовано исследование Онлайн-рынок универсальных магазинов

     

    06 июня 2019 Опубликовано исследование "Онлайн-рынок часов"

     

    29 апреля 2019 Опубликовано исследование "Аудитория благотворительных и краудфандинговых онлайн-платформ"

     

    25 апреля 2019 Опубликовано исследование "Онлайн-рынок спортивных товаров"

     

    18 апреля 2019 Опубликовано исследование "Онлайн-рынок книг"

     

    10 апреля 2019 Опубликовано исследование Платежи и переводы пользователей платформ для онлайн игр и стриминга

     

    5 апреля 2019 Опубликован рейтинг ТОП100 крупнейших росскийских интернет-магазинов

     

    4 апреля 2019 Прошло неформальное награждение крупнейших интернет-магазинов России

     

    27 марта 2019 Опубликован отчет "Фулфилмент для интернет-торговли 2019"

     

    19 марта 2019 Опубликована "Экосистема рынка логистики для интернет-торговли"

     

     

    Архив новостей

     

    Подписка на новости Data Insight

     

    ООО "Дейта Инсайт", ОГРН 5107746064806