Меню в шапке

Маркетинговое исследование Рынок социальной коммерции в России. Соцсети, мессенджеры, сайты объявлений и sharing economy как каналы продаж

Скачать исследование:

Яндекс.Касса и Data Insight выпустили совместное исследование «Рынок социальной коммерции в России»

Основные результаты

  • Российский рынок социальной коммерции, включающий в себя продажу товаров и услуг в социальных сетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и других P2P-платформах, в 2018 году оценивается в 591 млрд рублей и 394 млн сделок. В социальной коммерции участвуют 39 млн российских покупателей, а также 22 млн продавцов — компаний (B2C) и частных лиц (C2C).
  • 33% от объёма продаж в социальной коммерции приходится на сервисы объявлений (например, Avito, Auto.ru, Юла), 26% — на социальные сети, 21% — на сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и другие), 16% — на мессенджеры и 4% — на совместные покупки (объединение пользователей для оптовых заказов). Большая часть сделок проходит в социальных сетях, но средний чек в них меньше, чем на сервисах объявлений.
  • Самая популярная категория продаж в социальных каналах — одежда и обувь. Объём продаж таких товаров составляет более 100 млрд рублей в год. На втором месте — электроника и бытовая техника, на третьем — услуги по аренде недвижимости.
  • Средний чек покупки на социальных платформах — 1500 рублей. При этом за 73% заказов через такие каналы люди платят в среднем по 3000 рублей или меньше. Самый большой средний чек — в категории «Аренда недвижимости» (6500 рублей), на втором месте — «Электроника и бытовая техника» (3600 рублей), на третьем — «Животные и растения» (3000 рублей). В самой популярной категории — «Одежда и обувь» россияне платят в среднем по 1950 рублей.
  • B2C-продажи: 40% онлайн выручки — из соцканалов
  • 76% торговых компаний, которые работают в онлайне, используют для продаж социальные каналы. Соцсети предпочитают 94% продавцов, мессенджеры — 29%. В среднем на социальные каналы приходится около 40% выручки от онлайн-продаж присутствующих там компаний (на собственные сайт и приложение — 53,4%).
  • Социальные сети — основной канал продаж у B2C-продавцов. Самая популярная у компаний социальная сеть — ВКонтакте. Здесь свои услуги и товары предлагают 15% опрошенных. На втором месте — Instagram (5,9%), на третьем — Одноклассники (3,8%). Для 80% компаний основной метод продаж в социальных сетях — через собственную страницу. 57% респондентов используют для продаж встроенные функции соцсетей, 9% — встроенные платежи.
  • Быстрее всего растут продажи у продавцов, использующих мессенджеры: 74% из них отметили рост числа покупок. Чаще всего мессенджеры используются для общения продавца с покупателем (89% компаний), реже — для ведения канала с целью продаж (41%) и для рассылки предложений по клиентской базе (39%). 33% организаций, использующих социальные каналы, работают через чат-ботов.
  • В целом социальные каналы продаж эффективны для ведения бизнеса. За последние 12 месяцев доля продаж в таких каналах выросла у 55% опрошенных. Каждый пятый респондент, до сих пор не уделявший внимания социальным платформам, собирается начать работать через них в ближайшие 12 месяцев.
  • C2C-продажи: сайты объявлений популярнее соцсетей. Около 22 млн интернет-пользователей (примерно каждый третий) что-то продает через социальные каналы. Для 12% таких продавцов доход от социальной коммерции — существенный. 56% интернет-пользователей, торгующих через социальные каналы, предлагают в них товары, бывшие в употреблении, 22% — разные услуги, 14% — новые товары.
  • Социальные платформы — единственный канал торговли для 55% интернет-пользователей. Частные лица предпочитают продавать на специализированных сайтах объявлений (71%), реже — через соцсети (37%). Больше всего частных продавцов на Avito (65% от всех пользователей, вовлечённых в социальную коммерцию), на Юле (39%), во ВКонтакте (33%) и Instagram (9%). Чаще всего в соцсетях пользователи предлагают товары и услуги через тематические группы (51% опрошенных), личные страницы (47%), собственные группы (29%), рекламу (17%), публикации у блогеров (10%).
  • Привлекательность социальных платформ как канала продаж будет расти. Так, 28% пользователей хотят освоить платформы, с которыми ещё не работали, 27% — планируют увеличить продажи, 23% — расширить ассортимент.
  • У частных продавцов и компаний приём оплаты устроен по-разному. Компаниям доступны готовые платёжные инструменты, пользователям — сервисы частных переводов. Из C2C-продавцов онлайн-оплату на социальных платформах принимают около 67% респондентов: 45% из них — на карту, 15% — на электронный кошелёк, 13% — на банковский счёт, 9% — на телефон. Оплату наличными принимают 63% опрошенных.
  • У компаний, торгующих через социальные платформы, ситуация иная: наличные принимают лишь 36% из них (оплата курьеру или при самовывозе). Для расчёта в социальных каналах 50% компаний принимают платежи с банковских карт, 40% — через интернет-банкинг, 38% — из электронных кошельков. Каждая третья компания (31%) осознанно заканчивает сделку не на социальной платформе, а на своём сайте, где обычно выбор платёжных опций шире. Тем не менее 5% компаний планируют начать принимать онлайн-оплату непосредственно в социальных каналах.

Методика

Исследование Яндекс.Кассы и Data Insight проводилось весной и летом 2018 года. В нём участвовали 3014 интернет-пользователей в возрасте от 14 до 54 лет и 207 компаний. К социальным платформам были отнесены следующие ресурсы: социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, «Мой мир», LiveJournal, Spaces), сервисы объявлений (Avito, Auto.ru, Юла, Drom, Farpost, «Из рук в руки», N1), мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram, Facebook Messenger, Skype, SnapChat, ICQ, «Mail.ru Агент»), сайты sharing economy (Airbnb, Profi.ru, YouDo, Ремонтник, Помогатель, BlaBlaCar, Ярмарка мастеров, Etsy).

  1. Онлайн-опрос пользователей (поточная выборка—50%, панельное исследование—50%). Цель—данные об объёме рынка, характеристиках и поведении интернет-пользователей.
  2. Онлайн-опрос мерчантов, продающих товары или услуги в интернете. Стандартизованная анкета, рекрутинг методами e-mail-рассылки и SMM по мерчантам Яндекс.Кассы и базе интернет-магазинов Data Insight. Цель — исследование поведения продавцов, ведущих продажи через социальные каналы. География: Вся Россия, Целевая аудитория: (1) Интернет-пользователи, 14-54. База: 3014 респондентов. Квотирование по полу, возрасту, макрорегиону. (2) B2C-продавцы, торгующие в интернете. База: 207 респондентов.
  3. Глубинные телефонные интервью с мерчантами (из числа прошедших онлайн-опрос).

О Яндекс.Кассе

Яндекс.Касса — универсальное платёжное решение компании «Яндекс.Деньги». С его помощью компании могут принимать оплату на сайте и в мобильном приложении всеми популярными способами: через Яндекс.Деньги и другие электронные кошельки, с банковских карт, через мобильные и интернет-банкинги Сбербанка, Альфа-Банка и Промсвязьбанка, со счетов мобильных номеров, в кредит и рассрочку, через QR-коды, бесконтактную технологию Apple Pay, а также наличными через 250 тыс. точек приёма платежей в России и других странах СНГ. Сервис помогает также принимать оплату через бота в Telegram, выставлять счета клиентам по смс, электронной почте, в чате, маркетинговых email-рассылках и Viber. Касса позволяет компаниям работать в полном соответствии с требованиями закона 54-ФЗ. По данным исследований MARC и Тэглайна, Яндекс.Касса — самое популярное в стране платёжное решение. Сегодня к нему подключено больше 90 тыс. сайтов. Каждую секунду через сервис проходит до 600 транзакций.

О Data Insight

Компания Data Insight — первое в России специализированное агентство в области исследований интернета, основанное в 2010 году Борисом Овчинниковым и Федором Вириным. Компания предоставляет аналитику и консалтинговые услуги на рынках электронной торговли и интернет-рекламы. Исследования Data Insight основаны на активном мониторинге рынка, критическом анализе всего спектра доступных данных и совмещении различных исследовательских методик.

Задать вопрос про исследование

Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования