Маркетинговое исследование Селлеры на российских маркетплейсах 2020

Скачать исследование:

Data Insight представляет исследование «Селлеры на российских маркетплейсах» , посвященное отношению малого и среднего бизнеса к работе с маркетплейсами. В рамках исследования мы опросили российских продавцов пяти крупнейших маркетплейсов: AliExpress, goods, Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет (приводятся в алфавитном порядке). В онлайн-опросе приняли участие 2 360 компаний.

Краткие итоги исследования

Для продавцов подобные платформы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж: 89% предпринимателей увеличили свой оборот на маркетплейсах, тогда как через собственный интернет-магазин продажи росли только у 55%. Для половины продавцов, которые работают с маркетплейсами, это основной или даже единственный канал продаж. Наиболее универсальными площадками предприниматели считают AliExpress, Ozon и Wildberries.

Около половины продавцов (41%) считают маркетплейсы основным каналом продаж, 14% — единственным. 31% рассматривают площадки в качестве дополнения к другим каналам, а 13% — как эксперимент. Почти половина продавцов маркетплейсов вообще не используют для продаж свой интернет-магазин или сайт (45%). А в офлайне продают еще меньше — лишь 34% предпринимателей из тех, кто уже работает с маркетплейсами.

Зачем продавцы идут на маркетплейсы

Около 80% продавцов вышли на маркетплейсы, чтобы увеличить аудиторию и продажи, 42% — чтобы расширить географию продаж и выйти в другие регионы, 37% — чтобы повысить узнаваемость товаров. Каждый третий продавец (29%) использовал маркетплейсы, чтобы впервые начать продавать через интернет, а каждый пятый (20%) — чтобы снизить издержки на продажи.

Затраты продавцов на работу с маркетплейсами

В целом стоимость продаж через маркетплейсы предприниматели считают сопоставимой с другими каналами — с этим согласны 48% опрошенных. Но комиссии маркетплейсов не одинаковы: диапазон составляет 3–22% от завершенной продажи (оплаченной и доставленной покупателю). Самыми низкими продавцы считают комиссии AliExpress: 0% за продажу первых 100 товаров, затем 5 или 8% в зависимости от категории.

Работа с несколькими маркетплейсами

Аудитории продавцов всех платформ значительно пересекаются: в среднем поставщик ведет торговлю на 2-3 площадках из 5, включенных в исследование. Самая высокая доля уникальных продавцов у Wildberries: в среднем у них 2,6 площадки на селлера. В большей степени используют другие платформы продавцы Яндекс.Маркета и российские продавцы AliExpress — 4 площадки на селлера.

«В 2020 году большое количество малых и средних предприятий впервые вышли в онлайн, а более опытные интернет-продавцы расширили каналы продаж за счет размещения на маркетплейсах. В результате прошлый год стал рекордным для площадок и по оборотам, и по росту числа продавцов. Мы прогнозируем, что интерес к маркетплейсам со стороны бизнеса и потребителя не ослабеет, но продавцы, попробовав одни маркетплейсы, станут выходить и на другие, диверсифицируя каналы продаж. В результате стоит ожидать, что поставщики Wildberries и Ozon станут активно выходить на AliExpress, Яндекс.Маркет и goods.ru вследствие тренда и привлеченные новостями о снижении тарифов у AliExpress и Яндекс.Маркета», — комментирует Федор Вирин, партнер компании Data Insight.

Рейтинг маркетплейсов по числу продавцов

  1. Wildberries — 91 000 продавцов (январь 2021 года)
  2. AliExpress* — 35 000 (январь 2021)
  3. Ozon — 18 000 (сентябрь 2020)
  4. goods.ru — 8 000 (январь 2021)
  5. Яндекс.Маркет — 7 300 (январь 2021)

*Учитываются только российские продавцы платформы.

Категорийная специфика

Маркетплейсы в целом, по мнению продавцов, больше всего подходят для продажи электроники, товаров для дома и спорта, а отдельные площадки также рассматриваются как целевые для продажи одежды и обуви. AliExpress, Ozon и Wildberries воспринимаются как наиболее универсальные маркетплейсы.
Большинство продавцов отметили рост продаж на маркетплейсах в 2020 году — 89%. В некоторых категориях рост заметили еще больше поставщиков: в косметике, парфюмерии и зоотоварах — 96%, в электронике, бытовой технике и товарах для спорта — 94%, в товарах для дома и дачи — 93%, в продуктах питания — 91%.

На каких маркетплейсах, по мнению продавцов, лучше продавать товары разных категорий
  • Товары для дома и дачи: AliExpress (65%), Ozon (65%), Wildberries (61%)
  • Одежда, обувь и аксессуары: Wildberries (81%), AliExpress (50%)
  • Товары для спорта: Wildberries (58%), AliExpress (55%), Ozon (50%)
  • Электроника и техника: Яндекс.Маркет (70%), AliExpress (69%), goods.ru (66%), Ozon (66%)
  • Косметика: Wildberries (63%), Ozon (45%)
  • Автотовары: AliExpress (47%), Ozon (43%), goods.ru (42%)

*Указаны площадки, набравшие значимо больший процент голосов продавцов в каждой из категории товаров.

Брендинг, реклама и коммуникации

Лучшие возможности для брендинга, по мнению продавцов, предлагает AliExpress: 64% продавцов отметили, что им хватает возможностей брендинга на платформе. Далее идет Ozon: 60% продавцов оценили возможности для брендинга как достаточные. В то же время Ozon получил лучшую оценку рекламного инструментария платформы: 6,2 балла из 10 возможных. Работой службы поддержки продавцов и качеством инструкций больше всего довольны поставщики Яндекс.Маркета и AliExpress (6,9 и 6,8 баллов по 10-балльной шкале). Дальше идут goods.ru (6,5), Wildberries (6,3) и Ozon (5 баллов).

Об исследовании

Онлайн-опрос российских продавцов и брендов, занимающихся продажами и продвижением товаров на торговых интернет-платформах, проводился в сентябре 2020 года. В опросе приняли участие 2360 компаний. Представители компаний самостоятельно заполняли стандартизованную анкету.
Дополнительно проводилось кабинетное исследование: сбор данных об условиях торговых платформ для продавцов в открытых источниках, запрос данных у торговых платформ, анализ медиа-китов.

Задать вопрос про исследование

Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования