Меню в шапке

Маркетинговое исследование Логистика интернет-торговли России в 2023. Мнения и ожидания

Скачать исследование:

Data Insight при поддержке Boxberry, Dalli, ExpressRMS, Logsis, Yunu публикуют исследование «Логистика интернет-торговли России в 2023. Мнения и ожидания».

В этом году мы решили уделить более пристальное внимание факторам, влияющим на логистику в eCommerce, трендам и векторам изменений в отрасли.

Факторы трансформации российской логистики:

  • Увеличение доли числа покупок на маркетплейсах и абсолютного числа таких заказов – самый важный фактор логистики для интернет-магазинов;
  • Уход (фактический и формальный) зарубежных омниканальных ритейлеров с рынка – второй по важности фактор для логистов. А для тех, кто плотно работал с международными ритейлерами, это самый важный фактор;
  • Изменение структуры ресурсов регионов и миграция повлияли на рынок логистики для интернет-торговли разнонаправленно;
  • «Кадровый голод»;
  • Дефицит складов.

Региональное распределение онлайн-заказов в России:

  • Доля крупнейших и важнейших для eCommerce регионов последовательно снижалась в 2022 г. и в 2023 г. При этом доля Москвы снижается драматически с более четверти в 2021 г. до менее одной пятой в 2023 г. Доля Санкт-Петербурга также значительно снизилась. Причина может быть вызвана внутренней и внешней миграцией;
  • Топ-10 регионов показывают разнонаправленную динамику. Столичные регионы – снижение, а остальные – рост;
  • В большинстве регионов (63) наблюдается рост доли интернет-заказов. Снижение произошло в 22 регионах;
  • Татарстан, Ростовская область, Челябинская область, Нижегородская область и Краснодарский край показали наибольший абсолютный прирост доли интернет-заказов;
  • Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Хабаровский край и Приморский край показали наибольшее абсолютное снижение доли интернет-заказов;
  • Самый значительный относительный прирост доли интернет-заказов зафиксирован в Дагестане, Мордовии, Оренбургской области, Крыму, Тамбовской области, Брянской и Кировской области;
  • В 69 регионах доля курьерской доставки в 2023 году по сравнению с 2021 годом выросла, а в 16 регионах эта доля снизилась;
  • Наибольшее относительное падение доли интернет-заказов произошло в Чукотском АО, Ненецком АО, Москве, Санкт-Петербурге, Магаданской области, Хабаровском и Камчатском крае.

Доли трёх столичных регионов - Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга продолжают стремительно сокращаться. Это уже совсем не прежние 60-70%. В 2023 году сумма трёх регионов-лидеров составляет чуть менее 35%. Доли почти всех других регионов растут. Оговоримся, что речь идёт о заказах омниканальных ритейлеров и интернет-магазинов без учета числа заказов крупных маркетплейсов.

Доля доставки через пункты самовывоза уже несколько лет растёт и на данный момент достигла более 85%. Однако при внимательном рассмотрении мы можем убедиться, что подавляющий рост самовывоза обусловлен ускоренным ростом маркетплейсов, где самовывоз является основным способом доставки. Тем не менее, есть данные, указывающие на то, что среди заказов, которые передаются на аутсорс сторонним логистическим службам, доля курьерской доставки растет последние 2 года.

Сейчас покупатели ждут комфорта на всех этапах онлайн-шоппинга: им нужна быстрая, своевременная доставка и простая система возврата товаров. Интернет-магазинам, в свою очередь, важна скорость на «последней миле», поэтому для логистов на первый план выходит цифровизация и автоматизация логистических процессов. Только так можно сохранить эффективность работы, несмотря на постоянно возрастающую нагрузку. Для окончательного решения этой задачи понадобится время, а значит уровень цифровизации в логистике будет расти постепенно.

Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry

ТОП-7 регионов по преобладанию доставок через ПВЗ в 2023 году:

  1. Мурманская область - 85.41%
  2. Еврейская автономная область - 84.21%
  3. Новгородская область - 84.17%
  4. Архангельская область - 84.00%
  5. Республика Марий Эл - 83.60%
  6. Псковская область - 82.63%
  7. Липецкая область - 82.18%

ТОП-7 регионов, где преобладает курьерская доставка в 2023 году:

  1. Республика Ингушетия - 58.75%
  2. Чеченская Республика - 52.20%
  3. Москва - 44.48%
  4. Республика Тыва - 38.31%
  5. Республика Бурятия - 38.16%
  6. Забайкальский край - 36.28%
  7. Красноярский край - 36.04%

Доставка «глазами покупателя»:

  • Самый популярный способ получения интернет-заказов — самовывоз из пункта выдачи маркетплейса (26,5% опрошенных);
  • Курьерская доставка домой или в офис выбрана 21,4% участников опроса;
  • Скорость доставки является наиболее важным фактором для 30,9% респондентов;
  • Возможность примерки перед покупкой важна для 28,3% респондентов;
  • Стоимость доставки значима для 24,8% опрошенных;
  • Оповещение о статусе доставки заказа — наиболее важный аспект для 78,8% пользователей;
  • Большинство опрошенных (57,3%) могут отказаться от заказа из-за слишком высокой цены доставки;
  • 86% получили бесплатную доставку при совершении своего последнего заказа (при этом большинство получателей готово рассматривать платную доставку). При доставке курьером – охотнее, чем в случае с самовывозом.

Обрушение PickPoint и уход с рынка одной из крупных независимых логистических компаний с многолетней историей и пулом больших известных на рынке клиентов - ещё один звонок (если не колокол) на суперусложнившемся рынке, который ещё недавно был "золотой жилой" екома, а сейчас - красный океан из горящей лавы.

Фёдор Вирин, партнер Data Insight

Прошлое наше исследование было опубликовано 2 года назад в декабре 2021 года – оно отражало тектонические сдвиги, которые принесла пандемия ковида и череда карантинных мероприятий. Теперь исследование выходит в декабре 2023 года и отражает не менее тектонические сдвиги в онлайн-ритейле, которые принесли 2022 год, уход западных брендов и ритейлеров, закрытие границ, трансформацию российских игроков, импортозамещение и прочее, и прочее.

Семко Сергей, старший аналитик Data Insight

Реклама. Рекламодатели: ООО «Боксберри софт», ООО «ГК «МПКТ», ООО «ДАЛЛИ-СЕРВИС», ООО «Логсис Групп», ООО «ЭКСПРЕСС РМС».

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования