Меню в шапке

Маркетинговое исследование Потребительское поведение в онлайн-торговле. Казахстан. 2023

Скачать исследование:

Купить отчёт

Состав отчёта

Data Insight и Cross Insights подготовили исследование «Потребительское поведение в онлайн-торговле. Казахстан. 2023».

На сегодняшний день онлайн-рынок Казахстана находится в стадии роста и постоянного развития: появляется большое количество интернет-магазинов и сервисов, в которые готовы инвестировать фонды, покупатель постепенно привыкает к новым способам совершения покупок и перестает воспринимать интернет-шоппинг как инновацию. Рост доли онлайн-канала в розничной торговле Казахстана в 2022 г. составил 30% к 2021 г. В 2022 г. доля онлайн-ритейла составила 8,5% или 15 764 млрд тенге, что, в 1,6 раза больше, чем в 2020 г.

В отчете мы сфокусировались на группе онлайн-покупателей, совершивших более 30 покупок в онлайне за последние 12 месяцев (без учета заказов еды из ресторанов, покупки билетов на мероприятия и транспорт, игр и музыки), потому что на развивающемся рынке они являются «ранним большинством» – определяющим фактором скорости развития онлайн-рынка в стране. Мы назвали их в исследовании «активными онлайн-покупателями».

Сегмент интернет-пользователей, совершивших менее 30 покупок через интернет за последние 12 месяцев, мы назвали «неактивные онлайн-покупатели».

Всем уже и так понятно, что без аналитики движение на маркетплейсах — дорога в никуда. Теперь основная задача предпринимателя — быстро интерпретировать эти данные, автоматизировать с ними работу и иметь в быстром доступе все инструменты для повышения эффективности бизнеса. Именно поэтому мы наполняем MPSTATS такими инструментами, как: анализ акций, автобиддер, автоответы на отзывы, прогнозы искусственного интеллекта и многие другие. Все они позволяют экономить и время, и деньги.

Дмитрий Черобаев, основатель комплексного инструмента аналитики и управления продажами на маркетплейсах MPSTATS

Цифры и выводы

  • Покупателей, которые совершили в среднем 2,5 покупки в месяц или 30 покупок за последние 12 месяцев через интернет – 23% от всех интернет-пользователей в Казахстане. Сейчас они составляют «раннее большинство», которое определяет развитие онлайн-рынка страны. Это «активные онлайн-покупатели». На российском онлайн-рынке, который начал свое развитие раньше и опережает eCommerce Казахстана (стадия развития рынка Expansion), каждый онлайн-покупатель (более 52% от всего населения страны) в 2022 г. сделал более 3-х покупок через интернет;
  • Сегодня активные онлайн-покупатели уже приняли этот способ совершения покупок и пользуются им, оценив очевидные преимущества покупок в в интернете перед привычным покупками в офлайн-магазинах. Они экспериментируют последовательно, тщательно осваивая инновацию шаг за шагом, пробуя новые категории в покупках, новые способы доставки и оплаты;

    Казахстан – привлекательный рынок для российского бизнеса. Ecom здесь развивается стремительно, а упрощенная процедура таможенного оформления и развитая логистика значительно облегчают трансграничную торговлю. Boxberry ежедневно доставляет грузы в Казахстан, спрос на перевозку есть как с той, так и с другой стороны. Большая часть грузового транспорта идет без долгих остановок на таможне, поскольку грузы досматривают выборочно. Сроки доставки сравнимы с внутрироссийскими, а стоимость начинается от 350 рублей из РФ и от 380 рублей из Казахстана.

    Михаил Конев, руководитель направления Boxberry в СНГ

  • Их («раннего большинства») больше там, где больше населения и больше доходов – 47% проживают в Южном Казахстане;
  • 33% активных онлайн-покупателей приходится на 20% населения – высокая концентрация активных онлайн-покупателей в двух городах Алматы и Шымкент. У них есть время и деньги для экспериментов и где есть предложения от продавцов есть с чем экспериментировать;
  • Среди активных онлайн-покупателей больше женщин, чем мужчин. Они все довольно молоды – средний возраст 37 лет. В Казахстане интернет начал активно развиваться сравнительно недавно, и уже сейчас заметно его высокое проникновение, причем «десктопную» стадию страна практически проскочила, в стране преобладает мобильный интернет. 62% активных онлайн-покупателей имеют стаж покупок через интернет более 3-х лет и чувствуют себя в онлайн-шоппинге уверенно (4 из 5 активных онлайн-покупателей не испытывали трудностей в процессе онлайн-шоппинга);
  • Доля тех, кто используют мобильный телефон для выхода в интернет 98% и 93% делают покупки в интернете со смартфона;
  • Это раннее большинство будет определять вектор и скорость развития онлайн ритейла в стране. 92% активных онлайн-покупателей сказали о намерении сохранить или увеличить частоту онлайн-покупок в следующем году.

«Круглосуточная работа» онлайн-магазинов – основная причина делать покупки в интернете для активных покупателей. Для них становится важным не только товар, но и сервис в процессе совершения покупок. Они формируют спрос, на который рынок должен и будет реагировать. Они служат катализатором в развитии онлайн-рынка.

  1. ТОП-3 товарных категорий для активных онлайн-покупателей:
    «Товары для дома» (содержится в 57% ответов); «Одежда и обувь для взрослых» (в 54%); «Косметика и парфюмерия» (в 50%).
  2. ТОП-3 категорий-лидеров покупок в офлайне и онлайне только в одной позиции:
    «Товары для дома» (в 71%); «Одежда и обувь для взрослых» (в 66%); «Продукты питания» (в 65%).
  3. Kaspi.kz – лидер онлайн-рынка среди казахстанских интернет-магазинов. 28% активных онлайн-покупателей сказали что совершали свои покупки в этом интернет-магазине за последние 12 месяцев;
  4. 74% заказов было сделано активными онлайн-покупателями на 10 онлайн-площадках. 10% из них – доля заказов, сделанных на сайтах не интернет-магазинов. Покупатель стремится совершать покупки там, где ему удобно. Активные онлайн-покупатели предпочитают забирать свои заказы самовывозом. С высокой долей вероятности можно говорить, что в ближайшем будущем увеличится доля заказов с «самовывозом», рынок будет смещаться в сторону рынка «ПВЗ»;
  5. Основная причина неиспользования интернета для покупок (содержится в 44% ответов респондентов, которые не использовали интернет для покупок) – «увидеть, подержать товар в руках перед покупкой». Однако, доля таких ответов в Казахстане значительно ниже среднего значения для офлайн-покупателей. Это говорит об отсутствии ярко выраженного барьера к онлайн-покупкам. С высокой долей вероятности, скорость развития онлайн-рынка в Казахстане будет увеличиваться в ближайшее время (по нашим оценкам, скачок произойдет на уровне 10%-12% от всего ритейла в течение 2-3 лет);
  6. Маркетплейсы по всему миру переживают взрывной рост. Потребители все чаще обращаются на эти площадки для быстрого доступа к большому разнообразию и ассортименту товаров, а также для поиска необходимого товара для покупки. Казахстан не является исключением. ТОП-3 площадок, где совершили покупки активные-онлайн покупатели в Казахстане: kaspi.kz, wildberries.kz, aliexpress.com. Зарубежные маркетплейсы догоняют лидера. Зарубежные площадки активно применяют опыт, полученный на других рынках, предугадывая запросы покупателя и всего рынка. Лидерство маркетплейсов (Казахстанский онлайн-рынок – рынок маркетплейсов) – ускорят развитие всего онлайн-рынка в стране;
  7. Каждая четвертая онлайн-покупка, совершенная не в интернет-магазине, была сделана в С2С канале на одной площадке. Суммарная доля покупок в социальных сетях (27%) и она будет расти, потому что тренд – покупать там, где удобно, актуален для мирового eCommerce, он сработает и в Казахстане, усиленный тем, что самое популярное действие в интернете для пользователей – посещение социальных сетей (79% активных онлайн-покупателей подтверждают);
  8. Активные онлайн-покупатели чаще используют для заказа мобильное приложение (доля заказов на 10% выше, чем у неактивных).

Реклама. Рекламодатели: ООО «Боксберри софт», ООО «МПСТАТС».

Состав отчета

1. Кто он, активный онлайн-покупатель?

2. Поведение активного онлайн-покупателя в интернете

2.1. Категории товаров в онлайн-покупках

2.2. Онлайн-площадки для покупок

3. Опыт последней по времени онлайн-покупки

4. Сценарий онлайн-шопинга

5. Мотивы и барьеры онлайн-шопинга

6. Портреты активного онлайн-покупателя и офлайн-покупателя

6.1. Портрет активного онлайн-покупателя

6.2. Портрет офлайн-покупателя

7. Методика

УСЛОВИЯ ПОКУПКИ

Стоимость: 200 000 руб. + НДС

Формат: презентация в pdf на русском языке

Объём отчёта: 90 слайдов

КУПИТЬ ОТЧЁТ

Узнайте подробности или оформите заявку на покупку отчёта по почте: coordinator@datainsight.ru, по телефону: +7 (495) 540-59-06 или заполнив форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования